«Учительская газета» — Он-лайн №15 (10096) / 2006-04-11
Граждановедение в России Напряженная жизнь израненного сердца осталась за кадром Всем три. Педагог решила учить так же, как ей платят
Граждановедение в России Напряженная жизнь израненного сердца осталась за кадром Всем три. Педагог решила учить так же, как ей платят
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 32 33 34 35
36 37 38 39 40 41 42
43 44 45 46 47 48 49
50 51 52        
Урок

 Отзывы

Турецкий марш,

 или Музыка плюс компьютер

Что нужно сделать, чтобы урок музыки не был похож на жареную яичницу? Ответ на этот вопрос дает Ольга ЧЕСТНАЯ — учитель музыки воронежского лицея №7 при педагогическом университете. До этого случая мне еще никогда не приходилось видеть, чтобы дети во время урока аплодировали себе и учителю. А тут — только-только прозвучали финальные аккорды «Турецкого марша» Моцарта, и сразу несколько третьеклашек восторженно захлопали в ладоши! Прямо не урок, а концерт какой-то! Дети аплодировали себе — за правильные ответы на вопросы компьютерной викторины и своей учительнице Ольге Ивановне — за то, что ее урок музыки снова оказался самым-самым-самым!

Ребята, теперь вам такое задание: угадать, какие инструменты звучат в очень известном произведении под названием «Турецкий марш». Наверняка многим из вас знакома мелодия этого марша, потому что ее часто используют как сигнал звонка на мобильных телефонах. Видите, даже в обычной жизни многие люди стараются окружать себя музыкой Моцарта — настолько она красива! Вот, послушайте... — И по всему классу разливаются звуки бессмертного творения великого музыканта.

Но ребята не просто слушают — они работают, помня о задании и старательно вычисляя, какие же именно инструменты рождают эту великолепную гармонию. Хотя, возможно, в головах третьеклассников мыслей о гармонических великолепиях пока еще не возникает, но гениальность великого композитора настолько пронзительна, а обаяние его музыки столь велико и просто, что маленькие дети погружаются в мелодию, как в теплый, ласковый и неглубокий бассейн, в котором всегда приятно и никогда не страшно.  — Итак, какие же инструменты вы услышали?

Над партами взлетает лес рук:  — Фортепьяно!  — Скрипка!  — Кларнет!  — Флейта?  — Что же, проверим.

И Ольга Ивановна щелкает мышкой компьютера по рисунку на мультимедийном экране — как раз по изображению маленького фортепьяно. Звучит фортепьянная мелодия, и всем присутствующим в классе сразу становится понятно, что это отрывок из «Турецкого марша». А раз так, значит, инструмент угадан правильно, и учитель перетаскивает мышкой его изображение чуть выше — на нарисованную сцену. В тот же миг за ним появляется растрепанный пианист, готовый играть по первому вашему велению. Такая же история повторяется с кларнетом — и вот уже мы видим на экране маленького смешного кларнетиста. Чуть погодя к ним присоединяется флейтист. Зато со скрипачом возникают проблемы. Когда Ольга Ивановна щелкает мышкой по нарисованной скрипке, раздается какая-то хоть и красивая, но совершенно непонятная мелодия, ни капли не похожая на моцартовский марш. Ребята это сразу улавливают:  — Альт не нужен! Скрипки тут нет!.. — И маленькую скрипачку убирают со сцены. В итоге собранный на экране небольшой оркестрик снова играет отрывок из марша, а третьеклашки в восторге хлопают себе и учителю.

Но игра еще не закончена, ведь идет лишь середина урока — первого по теме «Музыка Австрии». Урок, как вы уже догадались, посвящен творчеству Моцарта и проходит с использованием компьютерной и мультимедийной техники в третьем классе лицея №7 при Воронежском государственном педагогическом университете. Урок совершенно рядовой. Из гостей присутствую только я одна, и третьеклашки, поначалу вопросительно поглядывавшие в мою сторону, через пять минут уже не обращают на меня никакого внимания. Во-первых, не до меня — уж больно интересно и занимательно все происходящее на уроке, а во-вторых, дети просто-напросто привыкли к гостям, ведь к их Ольге Ивановне приходят учителя почти что со всех школ Воронежа.

Кроме множества открытых уроков, Ольга Честная провела уже два городских семинара, на второй из них, проходивший в ноябре прошлого года, собралось 35 учителей музыки. Кроме того, Ольге Ивановне предложили прочитать серию лекций в Воронежском областном институте повышения квалификации работников образования, что она и делает с удовольствием. При этом возглавляет школьное методобъединение учителей эстетического цикла и является победителем первого городского методического фестиваля «Скажем все друг другу браво!», проходившего в Воронеже в 2004 году. Да еще у нее есть свой собственный сайт в интернете (www.chestnaya-olga.narod.ru), на котором Ольга Честная рассказывает о своем втором увлечении в жизни — о студии кружевоплетения, созданной ею при лицее несколько лет назад. В 2002 году юные кружевницы, воспитанницы Ольги Ивановны, вместе со своим руководителем заняли второе место на Московском международном форуме «Одаренные дети» и были награждены поездкой в зарубежные страны в рамках программы «Диалог культур: Россия, Финляндия, Швеция, Дания». Шел октябрь 2002 года.

Когда Ольга Ивановна вернулась из поездки, администрация лицея направила ее на двухнедельные курсы в региональный центр интернет-образования. Именно там и состоялось ее первое знакомство с компьютером.  — Мой сын тогда учился в девятом классе, и мы с мужем решили наконец-то купить компьютер в дом. Привезли, подключили, но я к нему не подходила и даже представить себе не могла, что когда-нибудь освою эту технику. Для меня это было чем-то из мира фантастики. Но именно в этот момент меня отправили на курсы, и я увидела, что такое интернет, сайт и как интересно работать в различных программах и создавать что-то пусть маленькое, но свое. В итоге я закончила обучение, сделала собственный сайт, но на этом не успокоилась и стала ходить каждую субботу на дополнительные курсы, благо была возможность. В итоге я проучилась на них полтора года. Освоила несколько программ, работала с сайтом и параллельно начала наконец-то преподавать в лицее музыку. До этого я работала только как педагог дополнительного образования, вела мастерскую, а когда у нас освободилось место учителя музыки, мне предложили вести уроки. С того момента прошло уже три года, у меня собралось много материала по преподаванию музыки с помощью компьютера, и я хочу сделать на своем сайте музыкальные странички, выложить на них весь накопленный материал. Вот такая ближайшая задача.

Но оказалось, что освоить новую технику — это лишь начало. Важнее грамотно ввести ее в процесс преподавания. В том, что это нужно, точнее, просто необходимо, Ольга Ивановна не сомневалась. Случай подсказал. На первом уроке в первом классе она решила продемонстрировать ребятам, какую красивую и замечательную музыку им предстоит услышать. Включила проигрыватель, поставила пластинку (полученную лицеем годах этак в 60-х прошлого века) и попросила ребятишек вслушаться в красоту мелодии. Естественно, пластинка начала изрядно потрескивать, а сидевший на последней парте мальчишка-первачок усиленно закрутил головой, зашмыгал носом и наивно поинтересовался во весь голос: «Где это яичницу жарят?»

После этого учительница решила: необходимо сделать все для того, чтобы ребята на уроках слышали только чистый звук. И никаких «шкворчащих» ассоциаций!

Ольга Ивановна обратилась к директору лицея Олегу Владимировичу Япрынцеву и попросила поставить в ее музыкальный класс компьютер. Сказала, что имеет навыки работы и интересные программы, но без компьютера всего этого детям не покажешь. И еще сказала, что проигрыватели и магнитофоны — это уже прошлый век, разве не так? Директор, сам человек молодой и энергичный, с ней согласился и дал добро. А вместе с ним — один из школьных компьютеров и даже разрешение пользоваться мультимедийным экраном. Этот экран — штука дорогая, и в школе он — единственный, но когда Честная начала один за другим давать открытые уроки и составлять презентации, стало ясно, что без экрана не обойтись. Хотя, конечно, большинство занятий ребята проводят перед обычным монитором — все-таки это не информатика. Компьютер в данном случае — источник чистого стереозвука, но не использовать его видео- и игровые возможности было бы непозволительной роскошью. Интересно и то, что чем больше втягиваешься в предложенную Ольгой Ивановной форму проведения уроков музыки, тем глубже понимаешь, сколько новых возможностей появляется и у учителя, и у учеников при включении в урок современной техники.  — Как и большинство учителей музыки, я преподаю по программе Кабалевского. К примеру, в учебном плане есть тема «Мусоргский. «Картинки с выставки». И в двух-трех словах сказано, как композитор пришел на выставку, увидел картины Гофмана и захотел создать такие же картины в музыке. Написал «Богатырские ворота», «Бабу Ягу», «Концерт невылупившихся птенцов». Как интереснее подать детям этот материал, я поняла, когда совершенно случайно увидела в магазине диск с трехмерной экскурсией по Петергофу. Я ставлю детям отрывки, и они, видя всю эту красоту, понимают, как и почему у композитора появилось желание написать свою сюиту. Именно в этой красоте может и должна родиться прекрасная музыка!

Компьютер расширяет наши возможности. Например, есть диски с образовательными программами: «Руслан и Людмила» Глинки — все содержание в мультике. Семь минут просмотра, и дети никогда не забудут, о чем идет речь. Они сразу запоминают имена, последовательность, и нам легче переходить к опере. То же со «Спящей красавицей» — здесь вам и содержание, и даже возможность самим проиграть на флейте понравившиеся мелодии.  — Дети на компьютере играют мелодии?  — Да, с помощью мыши и клавиатуры. Сами составляют музыкальные фрагменты, можно свою мелодию сочинить. Есть киберсинтезатор, даны сэмплы, из которых можно составить музыкальный отрывок. Даже задать его в определенном стиле — это особенно интересно, когда мы изучаем музыкальные стили. Ребята очень любят различные компьютерные викторины: кто выиграет, компьютер или ученик? Компьютер дает задание: покажи соло, покажи басовый ключ, покажи ноту с точкой, трио, паузу с точкой. Как идет музыка — вверх, вниз. Конечно, никто не заставляет детей сольфеджировать, но как идет мелодия, они должны уметь понять и рассказать. В данном случае показать. В начальном звене популярна игра на запоминание мелодии — своего рода музыкальный диктант в облегченной игровой форме. Например, части мелодии — это кубики, часть кубиков убирается, и на слух, по памяти надо поставить кубики на прежнее место, сложить, как было. Сейчас есть диски, например «Музыкальный класс», на котором собрана вся теория музыки, которая нужна для преподавания в школе. Причем дается она в очень удобной и интересной детям форме.

Мне хочется, чтобы дети слушали русских композиторов и русские песни, потому что западные они и так слышат. Везде и всюду.

И если мы постоянно на уроках используем компьютер, это не значит, что мы не учим песен. Я им так же, как и раньше, играю на пианино, и мы все вместе поем. Но фрагменты симфоний я лучше поставлю с диска, дам послушать, как эта симфония звучит в оркестровом исполнении, а не на пианино. Дети должны понимать, что слушают настоящий музыкальный шедевр! Сегодня ведь не все семьи ходят в театр, точнее, очень немногие. И финансов нет, и времени. И когда дети здесь, на уроке, получают и узнают новое — это приятно! Значит, я смогла хоть немного показать ребенку музыку!

О дисках, собранных Ольгой Ивановной за минувшие три года, стоит сказать особо. По слухам, специальная подборка музыкальных дисков для программы Кабалевского уже вроде бы имеется. Стоит она около девяти тысяч рублей (!), и сейчас изучается спрос, будут школы брать или нет. Сильно сомневаюсь, что воронежские школы раскошелятся, тем более что, как говорят, этот дорогостоящий набор состоит только из необходимых по программе музыкальных фрагментов. А этого, увы, мало.

Диски для своих уроков Ольга Ивановна ищет везде: в Питере и Москве, через друзей и знакомых, сама — в воронежских магазинах и на рыночных развалах, через учеников и друзей учеников в других городах. В итоге у нее уже примерно 75 дисков. Некоторые подобрались сериями по 10-12 штук: «Великие композиторы», «Шедевры этнической музыки», всевозможные энциклопедии. Например «Театр и балет», где на одном диске — содержание всех самых популярных мировых опер и балетов, с фрагментами из спектаклей. Подборка образовательных дисков — «Картинки с выставки», «Щелкунчик», «Волшебная флейта», «Снежная королева», «Карнавал животных» Сен-Санса. И все это богатство и разнообразие находит отражение в ее уроках.

Пожалуй, каждый из них можно назвать авторским уже хотя бы потому, что ход и содержание урока ей пришлось продумать и расписать заново — с использованием компьютерных технологий. Поначалу было очень трудно, приходилось готовиться к уроку до глубокой ночи: составлять презентации, складывать фрагменты из дисков в единое целое, продумывать последовательность и пропорцию между игровыми моментами и музыкальными. Выяснилось, что с использованием компьютера на уроке остается больше свободного времени, а значит, больше песен можно выучить.

Урок, на котором мне посчастливилось побывать у Ольги Ивановны, тоже закончился песней. Точнее, двумя — «Три белых коня» и «Песня маленького мамонтенка». Мальчишки и девчонки пели стоя, считывая слова с экрана, а учительница медленно прохаживалась между рядами, наклонялась то к одному, то к другому ребенку — слушала каждого. А после урока, выставив никак не меньше десятка пятерок, объясняла мне всю прелесть караоке для уроков музыки:  — Это очень удобно. Я могу подойти к любому и послушать, правильно ли он интонирует. А потом выставить ему оценку. Если я чувствую, что мелодия не идет, например, когда песня новая, то я останавливаю музыку, и мы пропеваем интервалы. Сейчас за четверть мы в каждой параллели успеваем разучить по 8-10 песен! А сиди я за пианино и играй, мы никогда не смогли бы столько выучить.

Караоке она устанавливала сама, и программу с купленного диска, и плейер. А потом собрала в компьютерной памяти множество песен, которые нравятся ребятам и которые они с удовольствием поют. Что это за песни? «С чего начинается Родина?» и «Город золотой», «Маленькая страна» и «Что такое осень», «Большой секрет для маленькой компании» и «Музыка нас связала»...

Вообще современным ребятишкам нелегко угодить. И еще труднее общаться с ними на одном языке, тем более когда он — музыкальный. У Ольги Ивановны Честной это получается.

Воронеж

Татьяна МАСЛИКОВА

 Версия для печати
Постоянный адрес статьи: http://www.ug.ru/issues/?action=topic&toid=1166

назад



Граждановедение в России
World Websites | MPAA | Life Insurance for Smokers | Horoscopes | Diabetes Forum


Hosted by uCoz