|
Отзывы |
Что нужно сделать, чтобы урок музыки не был
похож на жареную яичницу? Ответ на этот вопрос дает Ольга
ЧЕСТНАЯ — учитель музыки воронежского лицея №7 при
педагогическом университете. До этого случая мне еще никогда
не приходилось видеть, чтобы дети во время урока
аплодировали себе и учителю. А тут — только-только
прозвучали финальные аккорды «Турецкого марша» Моцарта, и
сразу несколько третьеклашек восторженно захлопали в ладоши!
Прямо не урок, а концерт какой-то! Дети аплодировали
себе — за правильные ответы на вопросы компьютерной
викторины и своей учительнице Ольге Ивановне — за то, что ее
урок музыки снова оказался самым-самым-самым!
Ребята, теперь вам такое задание: угадать, какие
инструменты звучат в очень известном произведении под
названием «Турецкий марш». Наверняка многим из вас знакома
мелодия этого марша, потому что ее часто используют как
сигнал звонка на мобильных телефонах. Видите, даже в обычной
жизни многие люди стараются окружать себя музыкой
Моцарта — настолько она красива! Вот, послушайте... — И по
всему классу разливаются звуки бессмертного творения
великого музыканта.
Но ребята не просто слушают — они работают,
помня о задании и старательно вычисляя, какие же именно
инструменты рождают эту великолепную гармонию. Хотя,
возможно, в головах третьеклассников мыслей о гармонических
великолепиях пока еще не возникает, но гениальность великого
композитора настолько пронзительна, а обаяние его музыки
столь велико и просто, что маленькие дети погружаются в
мелодию, как в теплый, ласковый и неглубокий бассейн, в
котором всегда приятно и никогда не страшно. — Итак, какие
же инструменты вы услышали?
Над партами взлетает лес рук: — Фортепьяно!
— Скрипка! — Кларнет! — Флейта? — Что же, проверим.
И Ольга Ивановна щелкает мышкой компьютера по
рисунку на мультимедийном экране — как раз по изображению
маленького фортепьяно. Звучит фортепьянная мелодия, и всем
присутствующим в классе сразу становится понятно, что это
отрывок из «Турецкого марша». А раз так, значит, инструмент
угадан правильно, и учитель перетаскивает мышкой его
изображение чуть выше — на нарисованную сцену. В тот же миг
за ним появляется растрепанный пианист, готовый играть по
первому вашему велению. Такая же история повторяется с
кларнетом — и вот уже мы видим на экране маленького смешного
кларнетиста. Чуть погодя к ним присоединяется флейтист. Зато
со скрипачом возникают проблемы. Когда Ольга Ивановна
щелкает мышкой по нарисованной скрипке, раздается какая-то
хоть и красивая, но совершенно непонятная мелодия, ни капли
не похожая на моцартовский марш. Ребята это сразу
улавливают: — Альт не нужен! Скрипки тут нет!.. — И
маленькую скрипачку убирают со сцены. В итоге собранный на
экране небольшой оркестрик снова играет отрывок из марша, а
третьеклашки в восторге хлопают себе и учителю.
Но игра еще не закончена, ведь идет лишь
середина урока — первого по теме «Музыка Австрии». Урок, как
вы уже догадались, посвящен творчеству Моцарта и проходит с
использованием компьютерной и мультимедийной техники в
третьем классе лицея №7 при Воронежском государственном
педагогическом университете. Урок совершенно рядовой. Из
гостей присутствую только я одна, и третьеклашки, поначалу
вопросительно поглядывавшие в мою сторону, через пять минут
уже не обращают на меня никакого внимания. Во-первых, не до
меня — уж больно интересно и занимательно все происходящее
на уроке, а во-вторых, дети просто-напросто привыкли к
гостям, ведь к их Ольге Ивановне приходят учителя почти что
со всех школ Воронежа.
Кроме множества открытых уроков, Ольга Честная
провела уже два городских семинара, на второй из них,
проходивший в ноябре прошлого года, собралось 35 учителей
музыки. Кроме того, Ольге Ивановне предложили прочитать
серию лекций в Воронежском областном институте повышения
квалификации работников образования, что она и делает с
удовольствием. При этом возглавляет школьное
методобъединение учителей эстетического цикла и является
победителем первого городского методического фестиваля
«Скажем все друг другу браво!», проходившего в Воронеже в
2004 году. Да еще у нее есть свой собственный сайт в
интернете (www.chestnaya-olga.narod.ru), на котором Ольга
Честная рассказывает о своем втором увлечении в жизни — о
студии кружевоплетения, созданной ею при лицее несколько лет
назад. В 2002 году юные кружевницы, воспитанницы Ольги
Ивановны, вместе со своим руководителем заняли второе место
на Московском международном форуме «Одаренные дети» и были
награждены поездкой в зарубежные страны в рамках программы
«Диалог культур: Россия, Финляндия, Швеция, Дания». Шел
октябрь 2002 года.
Когда Ольга Ивановна вернулась из поездки,
администрация лицея направила ее на двухнедельные курсы в
региональный центр интернет-образования. Именно там и
состоялось ее первое знакомство с компьютером. — Мой сын
тогда учился в девятом классе, и мы с мужем решили
наконец-то купить компьютер в дом. Привезли, подключили, но
я к нему не подходила и даже представить себе не могла, что
когда-нибудь освою эту технику. Для меня это было чем-то из
мира фантастики. Но именно в этот момент меня отправили на
курсы, и я увидела, что такое интернет, сайт и как интересно
работать в различных программах и создавать что-то пусть
маленькое, но свое. В итоге я закончила обучение, сделала
собственный сайт, но на этом не успокоилась и стала ходить
каждую субботу на дополнительные курсы, благо была
возможность. В итоге я проучилась на них полтора года.
Освоила несколько программ, работала с сайтом и параллельно
начала наконец-то преподавать в лицее музыку. До этого я
работала только как педагог дополнительного образования,
вела мастерскую, а когда у нас освободилось место учителя
музыки, мне предложили вести уроки. С того момента прошло
уже три года, у меня собралось много материала по
преподаванию музыки с помощью компьютера, и я хочу сделать
на своем сайте музыкальные странички, выложить на них весь
накопленный материал. Вот такая ближайшая задача.
Но оказалось, что освоить новую технику — это
лишь начало. Важнее грамотно ввести ее в процесс
преподавания. В том, что это нужно, точнее, просто
необходимо, Ольга Ивановна не сомневалась. Случай подсказал.
На первом уроке в первом классе она решила
продемонстрировать ребятам, какую красивую и замечательную
музыку им предстоит услышать. Включила проигрыватель,
поставила пластинку (полученную лицеем годах этак в 60-х
прошлого века) и попросила ребятишек вслушаться в красоту
мелодии. Естественно, пластинка начала изрядно потрескивать,
а сидевший на последней парте мальчишка-первачок усиленно
закрутил головой, зашмыгал носом и наивно поинтересовался во
весь голос: «Где это яичницу жарят?»
После этого учительница решила: необходимо
сделать все для того, чтобы ребята на уроках слышали только
чистый звук. И никаких «шкворчащих» ассоциаций!
Ольга Ивановна обратилась к директору лицея
Олегу Владимировичу Япрынцеву и попросила поставить в ее
музыкальный класс компьютер. Сказала, что имеет навыки
работы и интересные программы, но без компьютера всего этого
детям не покажешь. И еще сказала, что проигрыватели и
магнитофоны — это уже прошлый век, разве не так? Директор,
сам человек молодой и энергичный, с ней согласился и дал
добро. А вместе с ним — один из школьных компьютеров и даже
разрешение пользоваться мультимедийным экраном. Этот
экран — штука дорогая, и в школе он — единственный, но когда
Честная начала один за другим давать открытые уроки и
составлять презентации, стало ясно, что без экрана не
обойтись. Хотя, конечно, большинство занятий ребята проводят
перед обычным монитором — все-таки это не информатика.
Компьютер в данном случае — источник чистого стереозвука, но
не использовать его видео- и игровые возможности было бы
непозволительной роскошью. Интересно и то, что чем больше
втягиваешься в предложенную Ольгой Ивановной форму
проведения уроков музыки, тем глубже понимаешь, сколько
новых возможностей появляется и у учителя, и у учеников при
включении в урок современной техники. — Как и большинство
учителей музыки, я преподаю по программе Кабалевского. К
примеру, в учебном плане есть тема «Мусоргский. «Картинки с
выставки». И в двух-трех словах сказано, как композитор
пришел на выставку, увидел картины Гофмана и захотел создать
такие же картины в музыке. Написал «Богатырские ворота»,
«Бабу Ягу», «Концерт невылупившихся птенцов». Как интереснее
подать детям этот материал, я поняла, когда совершенно
случайно увидела в магазине диск с трехмерной экскурсией по
Петергофу. Я ставлю детям отрывки, и они, видя всю эту
красоту, понимают, как и почему у композитора появилось
желание написать свою сюиту. Именно в этой красоте может и
должна родиться прекрасная музыка!
Компьютер расширяет наши возможности. Например,
есть диски с образовательными программами: «Руслан и
Людмила» Глинки — все содержание в мультике. Семь минут
просмотра, и дети никогда не забудут, о чем идет речь. Они
сразу запоминают имена, последовательность, и нам легче
переходить к опере. То же со «Спящей красавицей» — здесь вам
и содержание, и даже возможность самим проиграть на флейте
понравившиеся мелодии. — Дети на компьютере играют мелодии?
— Да, с помощью мыши и клавиатуры. Сами составляют
музыкальные фрагменты, можно свою мелодию сочинить. Есть
киберсинтезатор, даны сэмплы, из которых можно составить
музыкальный отрывок. Даже задать его в определенном
стиле — это особенно интересно, когда мы изучаем музыкальные
стили. Ребята очень любят различные компьютерные викторины:
кто выиграет, компьютер или ученик? Компьютер дает задание:
покажи соло, покажи басовый ключ, покажи ноту с точкой,
трио, паузу с точкой. Как идет музыка — вверх, вниз.
Конечно, никто не заставляет детей сольфеджировать, но как
идет мелодия, они должны уметь понять и рассказать. В данном
случае показать. В начальном звене популярна игра на
запоминание мелодии — своего рода музыкальный диктант в
облегченной игровой форме. Например, части мелодии — это
кубики, часть кубиков убирается, и на слух, по памяти надо
поставить кубики на прежнее место, сложить, как было. Сейчас
есть диски, например «Музыкальный класс», на котором собрана
вся теория музыки, которая нужна для преподавания в школе.
Причем дается она в очень удобной и интересной детям форме.
Мне хочется, чтобы дети слушали русских
композиторов и русские песни, потому что западные они и так
слышат. Везде и всюду.
И если мы постоянно на уроках используем
компьютер, это не значит, что мы не учим песен. Я им так же,
как и раньше, играю на пианино, и мы все вместе поем. Но
фрагменты симфоний я лучше поставлю с диска, дам послушать,
как эта симфония звучит в оркестровом исполнении, а не на
пианино. Дети должны понимать, что слушают настоящий
музыкальный шедевр! Сегодня ведь не все семьи ходят в театр,
точнее, очень немногие. И финансов нет, и времени. И когда
дети здесь, на уроке, получают и узнают новое — это приятно!
Значит, я смогла хоть немного показать ребенку музыку!
О дисках, собранных Ольгой Ивановной за минувшие
три года, стоит сказать особо. По слухам, специальная
подборка музыкальных дисков для программы Кабалевского уже
вроде бы имеется. Стоит она около девяти тысяч рублей (!), и
сейчас изучается спрос, будут школы брать или нет. Сильно
сомневаюсь, что воронежские школы раскошелятся, тем более
что, как говорят, этот дорогостоящий набор состоит только из
необходимых по программе музыкальных фрагментов. А этого,
увы, мало.
Диски для своих уроков Ольга Ивановна ищет
везде: в Питере и Москве, через друзей и знакомых, сама — в
воронежских магазинах и на рыночных развалах, через учеников
и друзей учеников в других городах. В итоге у нее уже
примерно 75 дисков. Некоторые подобрались сериями по
10-12 штук: «Великие композиторы», «Шедевры этнической
музыки», всевозможные энциклопедии. Например «Театр и
балет», где на одном диске — содержание всех самых
популярных мировых опер и балетов, с фрагментами из
спектаклей. Подборка образовательных дисков — «Картинки с
выставки», «Щелкунчик», «Волшебная флейта», «Снежная
королева», «Карнавал животных» Сен-Санса. И все это
богатство и разнообразие находит отражение в ее уроках.
Пожалуй, каждый из них можно назвать авторским
уже хотя бы потому, что ход и содержание урока ей пришлось
продумать и расписать заново — с использованием компьютерных
технологий. Поначалу было очень трудно, приходилось
готовиться к уроку до глубокой ночи: составлять презентации,
складывать фрагменты из дисков в единое целое, продумывать
последовательность и пропорцию между игровыми моментами и
музыкальными. Выяснилось, что с использованием компьютера на
уроке остается больше свободного времени, а значит, больше
песен можно выучить.
Урок, на котором мне посчастливилось побывать у
Ольги Ивановны, тоже закончился песней. Точнее, двумя — «Три
белых коня» и «Песня маленького мамонтенка». Мальчишки и
девчонки пели стоя, считывая слова с экрана, а учительница
медленно прохаживалась между рядами, наклонялась то к
одному, то к другому ребенку — слушала каждого. А после
урока, выставив никак не меньше десятка пятерок, объясняла
мне всю прелесть караоке для уроков музыки: — Это очень
удобно. Я могу подойти к любому и послушать, правильно ли он
интонирует. А потом выставить ему оценку. Если я чувствую,
что мелодия не идет, например, когда песня новая, то я
останавливаю музыку, и мы пропеваем интервалы. Сейчас за
четверть мы в каждой параллели успеваем разучить по
8-10 песен! А сиди я за пианино и играй, мы никогда не
смогли бы столько выучить.
Караоке она устанавливала сама, и программу с
купленного диска, и плейер. А потом собрала в компьютерной
памяти множество песен, которые нравятся ребятам и которые
они с удовольствием поют. Что это за песни? «С чего
начинается Родина?» и «Город золотой», «Маленькая страна» и
«Что такое осень», «Большой секрет для маленькой компании» и
«Музыка нас связала»...
Вообще современным ребятишкам нелегко угодить. И
еще труднее общаться с ними на одном языке, тем более когда
он — музыкальный. У Ольги Ивановны Честной это получается.
Воронеж
Татьяна МАСЛИКОВА
Постоянный адрес
статьи:
|
назад |
|