Моя педагогическая концепция
1. АКТУАЛЬНОСТЬ И
ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
Музыкальное воспитание – это
не воспитание музыканта, а прежде
всего воспитание человека.
В.А. Сухомлинский
За окнами XXI век.
Человеческая цивилизация, пройдя доиндустриальный и индустриальный этапы своего
развития, вступила в свой III этап – информационный. Особенностью нынешнего
этапа является то, что самым важным, выгодным и массовым – впервые в истории –
товаром становится информация. Возникают информационные технологии, позволяющие
огромным массам людей общаться, видеть друг друга, спорить и влиять друг на
друга, находясь на противоположных сторонах земного шара. В этом космосе (или
хаосе?) информации труднее будет влиять на мировоззрение подрастающего человека,
и это в равной степени касается как государственных средств массовой информации,
так и школы.
Сегодня в развитых
странах только около 10 % населения заняты в поточно-массовом производстве. Зато
все время растет потребность в людях, умеющих самостоятельно принимать решения,
инициативных, изобретательных. Для современной школы возникает новая центральная
задача: научить детей жить в динамичном, быстро меняющемся мире. Трудно живётся,
и будет еще труднее, тем людям, которые не научились делать выбор.
Теперь это стало
творческой, открытой[1] задачей.
Выбрать специальность и место учебы, поменять место жительства или найти новую
работу, даже просто сделать покупку – все становится открытой задачей, потому
что появилось огромное пространство выбора. В этом пространстве нужно учиться
жить. И даже здесь есть выбор.
Можно закрыть глаза и
уши и отдаться во власть того, кто этой властью жаждет воспользоваться. Можно
отдать право решать за себя.
А можно научиться (и
научить! - если речь идет о школе) жить в этом пространстве. Понимать новые
реалии, быстро ориентироваться, обучаться, принимать самостоятельные решения.
Еще один нюанс
размером в счастье: если человек не справляется с массой постоянно
"сваливающихся" на него задач, то у него портится характер. Известно: посеешь
характер - пожнешь судьбу. Если мы хотим видеть нормальных, благополучных,
счастливых детей – надо учить их правильно, в соответствии с действительными
потребностями самих детей и новыми реалиями общества. Кстати, в этом случае дети
не оказывают такого сопротивления учебе, которое испытывает сегодня на себе
обычная массовая школа.
Изначально основной
функцией образования было: воспроизводство культуры общества, передача культуры
следующему поколению. Культура - это совокупность поведенческих стереотипов,
принятых данным обществом; основных научных и бытовых понятий и парадигм,
устоявшихся технологий и способов решения задач. Привычка умываться по утрам,
уголовный кодекс, технология производства сыра, теорема Виета о корнях
квадратного уравнения - все это элементы культуры.
Основное противоречие
современного образования, связанное с этой функцией, — это противоречие между
огромной скоростью накопления знаний человечеством и сравнительно низкой
скоростью накопления знаний отдельным человеком.
Объем совокупных
знаний человечества растет как минимум в геометрической прогрессии. А технологии
обучения отдельного человека остаются практически без существенных изменений и
не обеспечивают соответствующего роста усвоения знаний и развития личности в
целом.
Количество новых
задач, с которыми приходится сталкиваться людям, резко возрастает. Учитель не
может всех учащихся сделать гениями. Но может многих из них вооружить методами
решения новых задач. Таким образом, подготовить ребенка к встрече с новыми
задачами, с которыми не приходилось сталкиваться раньше, - вторая основная
функция образования, появившаяся в результате научно-технической революции. На
мой взгляд, сейчас именно это становится для общества главным.
Суть момента, который
наступил в образовании: школа – фабрика, целью которой было научить человека
четко выполнять стандартные функции, отжила. А школа информационного завтра еще
не сложилась. Но понятна ее главная цель: учить работать на границе знаний в
нестандартных ситуациях, решать открытые задачи.
Предмет “Музыка” не
является основным в базовой школьной программе и его изучение вызывает
сопротивление юных рационалистов, относящих “Музыку” к малозначимому, ненужному
предмету.
Современное поколение,
на мой взгляд, не имеет четкого представления, какую несомненную практическую
пользу приносят занятия музыкой.
Ещё Пифагор создал
свою “школу мудрости”, положив в её основу два искусства – «музыку и
математику». Он считал, что гармония чисел сродни гармонии звуков и что оба этих
занятия упорядочивают хаотичность мышления и дополняют друг друга. На протяжении
столетий в развитии европейской культуры “музыкальный акцент” продолжал
существовать и активно участвовать в процессе образования.
И сегодня в третьем
тысячелетии самые дальновидные представители педагогического сообщества делают
ставку на искусство и в первую очередь на музыку, которая должна умножить
умственные силы учеников и помочь им в преодолении трудности обучения.
Ведь наука давно и
бесспорно доказала, прямую зависимость между успехами в музыкальной школе и у
классной доски. Музыка развивает пространственное и ассоциативное мышление,
стимулирует работу мозга, способствует развитию речи и памяти, развивает
трудолюбие, воспитывает терпение, силу воли и усидчивость, совершенствует
эмоции, дает особое видение окружающего мира. Кроме этого, правильно подобранная
музыка оказывает благоприятное воздействие на психику и здоровье человека.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Современная стратегия
преподавания музыки в школе в соответствии с Концепцией художественного
образования, разработанyной Министерством культуры РФ
в области художественного образования на период до 2025 года, а также программы
общеобразовательных учреждений “Музыка”, предусматривает в ходе изучения курса
достижение целей, направленных на:
· становление
музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
· развитие
музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной культуры;
памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления,
творческого воображения;
· освоение музыки и
знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом
многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре,
классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных
композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими
видами искусства и жизнью;
· овладение
практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой
деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную
запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении,
импровизации, драматизации исполняемых произведений;
· воспитание
эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке и
музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса
учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и
музыкальном самообразовании; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Исходя из
вышеизложенного, основной целью является формирование положительной мотивации к
образовательной деятельности и развитие творческих способностей учащихся.
Достижению которой способствует использование информационно-коммуникационных
технологий, позволяющих сделать предмет “Музыка” интересным и привлекательным
для учащихся, при этом максимально учитывать межпредметные и внутрипредметные
связи, логику учебного процесса и возрастные особенности школьников. Через
повышение слушательского интереса достичь повышения эффективности усвоения
учебной программы, культурного уровня учащихся, воспитание у них эстетического
вкуса и высоких нравственных качеств.
Основными принципами
реализации данной концепции являются принципы, изложенные А. Гином в работе
“Приемы педагогической техники”:
· принцип свободы
выбора – в любом обучающем или управляющем действии, где только возможно,
предоставлять ученику право выбора. С одним важным условием – право выбора
всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор;
· принцип открытости
– не только давать знания – но и еще показывать их границы. Сталкивать ученика с
проблемами, решение которых лежат за пределами изучаемого курса. Использовать в
обучении открытые задачи;
· принцип
деятельности – освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в
форме деятельности;
· принцип обратной
связи – регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы
приемов обратной связи.
· принцип
идеальности – максимально использовать возможности, знания, интересы самих
учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе
образования.
3. ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Трудно переоценить
возможности информационных технологий в качестве средств художественного
выражения и обучения, эстетического развития и художественного образования детей
и подростков. Если говорить об использовании информационных технологий на уроках
музыки, то здесь они помогают решать триединую задачу:
1. Делают
музыкальный материал доступным для восприятия не только через слуховые
анализаторы, но и через зрительные и кинестетические. Таким образом, мы пытаемся
реализовать на практике идею индивидуализации обучения учащихся;
2. Использование
компьютера существенно расширяет понятийный ряд музыкальных тем, делает
доступным и понятным учащимся особенности построения музыкального ряда тех или
иных музыкальных произведений, специфику звучания различных музыкальных
инструментов и взаимосвязь каждого из них в совместном звучании;
3. Мультимедийные
технологии на завершающем этапе урока через привлечение учащихся к работе с
тренинговыми программами, через их самостоятельную работу позволяют не только
закрепить изучаемый материал, но и дают возможность любому ребенку попробовать
свои силы в написании музыкальных произведений.
Доступность и
разнообразие всех компьютерных технологий (трехмерность, анимация, видео, звук,
имитация традиционных изобразительных техник, интерактивность,
гипертекстуальность) позволяют рассматривать компьютер как открытую
учебно-развивающую среду для творчества и самообразования и учащихся, и
преподавателей.
Но, следует заметить,
что компьютер не должен быть использован только в качестве электронной доски для
написания темы и тезисов урока с необходимыми графиками-иллюстрациями, а как
инструмент для интерактивного образовательного действа, задача которого – не
информирование, а освоение и присвоение знаний учениками, а цель –
самостоятельность мышления и творчество ученика. Выполнение этого требования
предусматривает, прежде всего, знание преподавателем хотя бы простейших
компьютерных программ для создания собственных презентаций PowerPoint и др.
Разумеется, это требует постоянного обучения и самообучения учителя.
4. ГРУППЫ ПРОГРАММ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
· Иформативные –
энциклопедии: классической музыки, популярной музыки, шансона, джаза,
музыкальных инструментов, театра, балета и др. Достоинством данных программ
является большой объем предлагаемой информации, так “Энциклопедия классической
музыки” включает 278 статей о композиторах всех стран, 209 музыкальных
фрагментов самых известных произведений и описание их содержания, показаны в
анимации 44 музыкальных инструмента и даны образцы их звучания, 121 статья
познакомит с самыми известными исполнителями всего мира. Не забыли авторы
рассказать о десяти основных жанрах музыки (опера, балет, оперетта, симфония,
концерт, соната, фортепианная музыка, камерно-инструментальная музыка, кантаты и
оратории, песни и романсы) с иллюстрациями, видеофрагментами и отрывками
музыкального звучания. При желании можно воспользоваться словарём, где в 489
статьях можно найти все самые необходимые знания. Можно совершить 12 виртуальных
экскурсий по странам мира и познакомиться с их музыкальной культурой. При помощи
150 вопросов викторины можно самостоятельно оценить уровень своих музыкальных
знаний;
· тематические –
обучающе-развивающие: М.П.Мусоргский “Картинки с выставки”, П.И.Чайковский
“Щелкунчик”, “Времена года”, К. Сен-Санс “Карнавал животных” и др. Данные
программы с помощью анимации, трехмерной графики в интересной форме знакомят нас
с содержанием и музыкальными особенностями и художественными образами отдельных
произведений выдающихся мировых композиторов;
·
образовательно-игровые – “Учись рисуя”, “Клиффорд. Угадай мелодию”, “Музыкальный
класс” и др. Так “Музыкальный класс” - программа, где с помощью многочисленных
игр дети получают знания, предусмотренные федеральной программой по музыке. Курс
“Теория музыки” поможет учащимся узнать и понять основные термины музыкальной
грамоты – нота, тон, интервал, мелодия, гармония, ритм и многие другие. Игра
“Крестики-нолики” самым внимательным ученикам позволит обыграть компьютер,
правильно угадав музыкальные инструменты, ноты, паузы. “Музыкальные кубики”
позволят собрать мелодию, а “Музыкальный диктант” поможет проверить свой
музыкальный слух и память. Приложение “История музыкальных инструментов” поможет
не только узнать, какие существуют музыкальные инструменты, но и услышать их
звучание. “Компьютерное фортепиано” даёт возможность исполнить любую мелодию на
клавиатуре компьютера, используя самые различные инструменты (арфа, кларнет,
труба, барабан, гитара, фортепиано, синтезатор, колокольчики и литавры). С
помощью “Киберсинтезатора” можно создать свою собственную композицию в стиле
“Рок”, “Техно”, “Рок-н-ролл”, “Кантри” и “Латинос”;
· фонотека – записи
музыкальных произведений: подборки по странам, композиторам, жанрам;
· фонограммы песен
разучиваемых учащимися.
Всё это позволяет
проиллюстрировать, какие широкие возможности открывают нам информационные
технологии при проведении уроков.
5. ЭТАПЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
По степени освоения
преподавателем компьютера и, исходя из своего опыта применения информационных
технологий, можно выделить три уровня (этапа) использования информационных
технологий на уроке музыки:
· первому из этих
уровней (знание компьютера на уровне пользователя) соответствует установка на
последовательное изучение элементов музыкальной традиции – использование
отдельных элементов учебных программ в ходе урока;
· второму (знание и
владение широким кругом программ) - установка на синтез этих элементов и
дальнейшее их развитие – создание собственных уроков-презентаций;
· третьему (умение
работать в локальных сетях) - выход синтезирующей тенденции за пределы
музыкальной педагогики в собственном смысле слова и перерастание этой последней
в междисциплинарную – проведение интегрированных уроков в компьютерных классах.
Эти же уровни
применимы к оценке возрастного восприятия учащимися использования компьютерных
программ на уроке.
Практика показала, что
эффективно использовать компьютерные программы на уроках музыки можно во всех
классах младшего и среднего звена, подбирая учебные программы с учетом
возрастного интереса учеников, их подготовленности к восприятию излагаемого
материала и уровня освоения ими компьютера.
Так для учеников 1 и 2
класса в основном подходят фонотека, фонограммы; образовательно-игровые
программы, при использовании их отдельных элементов.
Учащимися 3-х и 4-х
классов хорошо воспринимаются тематические – обучающе-развивающие;
образовательно-игровые программы; фонотека и фонограммы в полном объеме, а
информационные частично. При этом можно включать в урок, как отдельные элементы
программ, так и проводить урок-презентацию.
В среднем звене уже
задействуются все группы программ в полном объеме и занятия проводятся с
применением, как отдельных элементов программы, так и в форме урока-презентации
и интегрированного урока.
На каком этапе урока
это можно делать? На любом! При проверке пройденного материала, изложении новой
темы, закреплении материала на уроке, проведении физкультминутки и т.д.
Так проверку
пройденного материала можно провести в форме проведения викторины, которые
имеются практически в каждой информационной, тематической и
образовательно-игровой программе. При проведении урока – презентации начать его
можно в форме разгадывания музыкального кроссворда с ключевым словом,
определяющим тему урока, составленного по материалам пройденных тем, что
позволяет нам проверить знания слушателей, а ученики сами назовут тему
предстоящего урока.
Например, при
проведении открытого урока, в рамках семинара для завучей области, на тему
“Музыка Австрии” этот прием использовался в качестве коммуникативной атаки для
формирования положительной мотивации и активизации процесса умственного
восприятия. На экране отображались портреты композиторов разных стран, с
творчеством которых уже были знакомы ученики, назвав правильно их фамилии,
разгадывался кроссворд, в котором ключевым словом было “Австрия” - название
страны, с музыкой которой мы должны были познакомиться на предстоящем уроке.
6. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Что нам дает
использование компьютерных технологий на уроке музыки?
· Расширяет
информационную базу при подготовке к уроку, не только связанную с миром музыки,
но и с миром искусства в целом, что способствует более эффективному усвоению
учебной программы. Пример информационных возможностей программ дан ранее при
описании программы “Энциклопедия классической музыки”, а информационные
возможности Интернета безграничны.
· Трехмерность,
анимация, видео, звук, имитация традиционных изобразительных техник,
интерактивность, гипертекстуальность компьютерных программ позволяет эффективней
развивать все виды восприятия у учеников: зрительного, слухового, чувственного.
Задействовать при проведении урока все виды памяти: зрительную, слуховую,
моторную, образную, ассоциативную и др. Примером может служить использование
программ: М.П. Мусоргский “Картинки с выставки”, К. Сен-Санс “Карнавал
животных” при изучении темы “Музыка и живопись”.
· Значительно
повышает интенсивность проведения урока, особенно при проведении
уроков-презентаций. С разработкой одного из моих уроков можно познакомиться на
сайте Издательского дома “Первое сентября” -
“Открытый урок”.
· Способствует
расширению межпредметных связей при изложении материала урока. Так, к примеру,
при изучении темы “Музыка народов мира”, после прослушивания музыкальных
фрагментов на карте находим данную страну или регион. С помощью программы
“Музыкальные инструменты народов мира” ученикам демонстрируются инструменты,
которые используют народы данной страны или региона, рассказывается история их
создания, материалы из которых они изготовлены, прослушиваем звучание данных
инструментов, обсуждаем их национальный колорит.
· Разнообразит формы
проведения урока, контроля усвоения пройденного материала. Так благодаря
применению компьютерных программ стало возможно использование таких форм
проведения занятий как урок-экскурсия на тему “Музыкальный Петергоф”,
урок-концерт, урок-игра и др. Даже физкультминутку можно провести необычно с
пользой для лучшего усвоения материала. Во время ее проведения демонстрируется
фрагмент программы “Волшебная флейта”, звучит музыка В. Моцарта, на экране
появляется силуэт музыканта играющего на различных музыкальных инструментах,
дети повторяют его движения, имитируя игру на изображенных инструментах,
стараясь не нарушать ритм и темп звучащей музыки.
· Использование так
называемой “минусовки” и “караоке”, позволяет значительно обогатить и расширить
песенный репертуар, исполняемый на уроке и при проведении школьных мероприятий,
а также дает возможность преподавателю контролировать качество исполнения каждым
учеником. Если при аккомпанировании на фортепиано удавалось в течение четверти
разучить 2-3 новые песни, то с применением компьютера их число возросло в
несколько раз.
· Ученики наряду с
усвоением программы курса “Музыка” приобретают навыки владения компьютером,
особенно при проведении интегрированных уроков в компьютерном классе. Некоторые
ученики младшего звена впервые на моих уроках знакомятся с компьютером и
навыками работы с ним.
· Заставляет
преподавателя постоянно совершенствовать свои знания и умения.
Мой трехлетний опыт
использования информационных технологий показал, что применение их на уроках
музыки в системе общего среднего образования реально может стать базой для
формирования художественного вкуса, развития творческого потенциала ребенка и
гармонического развития личности в целом, что находит свое проявление и в
других видах искусства. Например, на занятиях по дополнительному образованию:
кружевоплетение, фриволите, аранжировка вязаных цветочных композиций – учащиеся
и здесь ощущают гармонию и красоту музыки. Хорошо, чисто выполненная работа,
подобно музыке, поднимает настроение, возносит ввысь и зовет к новым свершениям.
Учащиеся творческой мастерской
"Кружевоплетение", руководителем которой я являюсь более 10 лет, принимают
активное участие в городских, областных и международных конкурсах и фестивалях.
7. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
· Проводимые
ежегодно психологом лицея опросы учащихся среднего звена показали, что предмет
“Музыка” у всех опрошенных ассоциируется только с положительными эмоциями.
· Показатели
успеваемости по предмету возросли.
· Учащиеся лицея
являются дипломантами Всероссийского и Международного конкурсов юных вокалистов,
областных конкурсов вокалистов.
· Учащиеся 9-х
классов хотят продолжить изучение предмета, для этого мною разработан элективный
курс “Авторская песня”,
который опубликован на Международном сайте "Сеть творческих учителей" и
ВОИПКиПРО в сборнике "Элективные курсы. Образовательная область "ИСКУССТВО"
· Опыт моей работы
опубликован в “Учительской газете”
№ 15 за 2006 год, сборниках “Информатизация учебного процесса и управления
образованием. Сетевые и Интернет-технологии” за 2004 и 2005 год, ВОИПКиПРО; а
также на сайте Всероссийского Интернет-фестиваля педагогических идей “Открытый
урок”, издательский дом “Первое сентября” г. Москва.
· Сотрудничаю с
ВОИПКиПРО в качестве внештатного методиста на курсах повышения квалификации для
чтения лекций по использованию компьютерных технологий на уроках музыки: лекции
прочитаны уже для 15 групп учителей города и районов области.
· Представляла
свой опыт работы (теоретические выступления и открытые уроки) на городских и
областных семинарах.
· Создание
учащимися 6-х классов своих сайтов на темы:
“Музыкальное искусство
Воронежа”, “Хоровое искусство Воронежа”, “Фольклорное искусство Воронежа” и
др., готовят свои презентации, викторины, тесты к различным урокам и стали
победителями научно-практической конференции «Время и мы» в секции
«информатика».
· Досрочно
присвоена высшая квалификационная категория.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В перспективе ставлю
перед собой задачи:
· Создать CD версии
уроков музыки по всем изучаемым темам.
· Разработать
методическое пособие для учителей музыки по использованию информационных
технологий.
· Адаптировать и
внедрить методику проведения интегрированных уроков.
Однако, рассматривать
использование компьютерных технологий на уроке как панацею для решения всех
проблем нельзя. Это только средство для реализации целей и задач, поставленных
перед педагогом.
Умение поставить
проблему, заинтересовать ею своих учеников, найти нужные формы, методы, средства
для ее решения это не сделает ни один компьютер. Главенствующая роль в
учебно-воспитательном процессе всегда останется за учителем.
Но, по образному
выражению Анатолия Гина: “Каждый участник образовательного процесса сам решает,
идти в ногу с будущим или вышагивать пятками назад”.
Первым всегда идет
впередсмотрящий.
Литература А.А. Гин. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. (пособие для учителя) М: Вита-Пресс, 2004.
|