|
|
Пояснительная записка
Настоящий элективный курс разработан по теме, на
которую в Программе по предмету «Музыка» для общеобразовательных учреждений
отведено мало учебного времени.
Цель курса – на базе знаний, полученных учащимися в
ходе изучения программы по предмету «Музыка», продолжить музыкальное развитие
детей, формирование их интереса к музыкальной культуре.
Элективный курс «Авторская песня» предназначен для
предпрофильной подготовки учащихся 9-го класса к обучению по специальному
художественному направлению гуманитарного профиля, а также предполагает
использование его для общего музыкального и эстетического развития учащихся.
Курс ориентирован на профессиональную ориентацию
учащихся общеобразовательных школ, формирование у них интереса и возникновения
мотивации для выбора будущей специальности, желания дальнейшего обучения
школьников в специализированных классах гуманитарного профиля.
Элективный курс «Авторская песня » решает следующие
задачи:
- расширить знания учащихся об авторской песне, истории ее возникновения, этапах
развития;
- познакомить учеников с творчеством лучших представителей данного жанра,
авторами и исполнителями, не вошедшими в программу по предмету «Музыка»
общеобразовательных учреждений;
- получить практические навыки в исполнении авторских песен;
- реализовать интерес учащихся к выбранному направлению в гуманитарном профиле,
проверить готовность их к освоению предмета на повышенном уровне сложности.
В рамках общеобразовательной программы, проведения
внеклассных мероприятий, быту учащиеся интересуются авторской песней, однако не
имеют возможность реализовать в полной мере этот интерес в рамках базового курса
«Музыка». Поэтому главная функция элективного курса «Авторская песня» - создать
условия для реализации этого интереса, более глубоко познакомившись с авторской
песней, ее направлениями, представителями этого жанра и лучшими образцами.
В основу построения курса положены принципы
гуманистичности, последовательности, историзма, системности, связи с жизнью,
соответствия возрастным возможностям и доступности, что позволяет
индивидуализировать учебно-воспитательную работу с учетом интересов и
способностей учащихся.
Программа курса включает четыре раздела и рассчитана на
16 учебных часов.
Раздел I. «Поэзия под гитару» (Б.Окуджава), предполагает анкетирование
школьников с целью выявления степени их эрудированности в мире бардовской песни.
Раздел отражает различные точки зрения на столь сложное и многогранное явление,
как авторская песня, знакомит учащихся с её истоками, условиями и причинами
возникновения, представителями этого направления, этапами развития.
Раздел II. «Авторская песня в 60-80 годах ХХ века», знакомит учащихся с
творчеством и судьбами выдающихся представителей авторской песни данного
периода, тематикой их творчества, что предполагает вариативность наполнения
данного раздела. По желанию учащихся и педагога могут быть представлены иные
имена, не внесенные в программу элективного курса. Особое место в данном разделе
уделяется творчеству В.С. Высоцкого – «сердцу» авторской песни.
Раздел III. «Развитие бардовской песни в период 90-х годов ХХ века и до
наших дней».
В нём излагаются тенденции развития авторской песни в новых исторических
условиях, слушатели знакомятся с биографиями и произведениями современных
бардов, анализируется преемственность их творчества.
Курс завершается изучением IV раздела «Бардовская песня в театре и кино»,
отражающего ее влияние на другие виды и рода искусства. Один час из данного
раздела предполагает проведение обобщающего урока (урок-концерт, по усмотрению
преподавателя), в рамках которого учащиеся еще раз размышляют над вопросом «Что
такое авторская песня». С целью проверки эффективности усвоения материалов
элективного курса, проходят повторное анкетирование, проводится конкурс на
лучшее исполнение бардовских песен, уже имевшихся в их репертуаре или разученных
вновь. На урок приглашаются самодеятельные авторы и исполнители, студенты и
преподаватели средних и высших музыкальных учебных заведений.
Содержание элективного курса «Авторская песня»
реализуется на основе следующих методов: объяснительно-иллюстративного,
проблемного, частично – поискового и исследовательского, а также активных
методов обучения, таких как дискуссия, анализ конкретных ситуаций, игротека.
Освоение элективного курса может включать различные
формы организации урочных занятий: лекции, лекции-концерты, уроки-концерты,
викторины, диспуты, уроки с прослушиванием авторской песни в записи и в живом
исполнении с последующим коллективным осмыслением ее, а также внеурочные
занятия: посещение концерта бардовской песни с последующим его обсуждением.
Хотите познакомиться с полным курсом
"Авторская песня"?
Пишите:
chestnaya-olga@narod.ru
|