Тот, кто ни разу не оставался без работы, вряд
ли поймет мое слегка даже восторженное отношение к
героине этого рассказа. В ее жизни случилось так,
что она, музыкант, опытный преподаватель
сольфеджио и музлитературы, на некоторое время
вдруг оказалась невостребованной как профессионал.
А ведь музыкально-преподавательской работе к тому
времени было отдано уже больше пятнадцати лет...
Можно было запросто сломаться и испортить себе
характер, впасть в равнодушное уныние и "ждать у
моря погоды" (точнее, свободной вакансии от службы
занятости). Но Ольга Ивановна Честная поступила
по-другому - сменила профессию и образ жизни.
Закончив музыкальную школу, потом музучилище и
институт искусств, освоив фортепиано и аккордеон, она
работала преподавателем музыкальной школы в
Воронеже, а потом и в Таллине, куда переехала
вместе с мужем - офицером Военно-морского флота.
Именно в этом прибалтийском городе Ольга Ивановна
научилась старинному русскому ремеслу -
коклюшечному кружевоплетению. Увидела объявление и
записалась на курсы.
- Я до этого долгое время
мечтала иметь какое-нибудь вологодское изделие -
шарф, например. Ведь коклюшечное кружево - его еще
называют "сцепное", елецкое, вологодское -
необыкновенно красивое, изящное, тонкое. А изделия
из него всегда были такие дорогие!.. Но я себе
сказала: все равно добьюсь! Раз не могу себе
позволить купить - сама сплету! Потому и записалась
на курсы. А там, если было высшее образование, по
окончании давали удостоверение с правом
преподавания. Но я тогда еще и не думала о
преподавании.
После того как русских
"попросили" из Прибалтики, семья вернулась в
Воронеж, и Ольге Ивановне надо было заново искать
место работы. Год простояла на учете в службе
занятости, однако спроса на музлитературу и
сольфеджио все не было. Повела сына устраиваться
на учебу в ближайшую школу - лицей при
педагогическом институте (сейчас это лицей N 7 при
педуниверситете). Поговорила с директором,
написала заявление о зачислении мальчика в школу,
а потом спросила, не нужен ли им преподаватель,
который сможет научить детей кружевоплетению -
коклюшечному, "фриволите", а заодно и аранжировке
цветочных композиций. Ведь в лицее очень много
мастерских: мягкая игрушка, роспись по дереву,
макраме - это лишь некоторые. Дети, отзанимавшись
в такой мастерской два года, сдают экзамен и
получают удостоверение, которое дает право вести
преподавательскую работу. То есть будущие учителя
выходят из школы, имея в руках ремесло и
возможность учить ему других. Предложение Ольги
Ивановны о создании новой мастерской, где бы
ребята обучались столь красивым и редким для
Воронежа искусствам, было воспринято с большим
интересом. Итог - уже почти шесть лет Честная
работает в лицее, ведет мастерскую для старших
школьников и кружок для среднего звена. Ежегодно у
нее занимаются около 80 девочек (мальчишки то ли
стесняются, то ли считают кружевоплетение чересчур
сложной работой).
Зато ученицы Ольги Ивановны
теперь известны на всю область и даже страну. В
марте на проходившем в Москве международном форуме
"Одаренные дети" одиннадцатиклассница Лена Юшкова
заняла второе место, и ее кружево вместе с
работами Ольги Ивановны сейчас выставлено в
павильоне
N 70 Всероссийского выставочного
центра. А в области Лену поздравлял губернатор,
девочке вручили магнитофон, книги и денежную
премию. Плюс к этому работы по аранжировке
цветочных композиций, выполненные Честной и ее
учениками, неоднократно признавались лучшими на
городских и областных конкурсах детского
творчества.
Аранжировка - тоже дело
уникальное. Цветными нитками на обычной сетке,
которую мы вставляем в форточки, защищаясь от
комаров, провязываются листья и лепестки
всевозможных цветов и растений. Потом детали
будущего букета сажают на стебельки, ставят в
вазу, делают из них красивые панно или неожиданные
сочетания-композиции. Интересен не только процесс
создания очередного шедевра, но и способ добычи
основного рабочего материала - "противокомариной"
сетки. Нужна не современная, с мелкими ячейками, а
"старинная" - с крупными, которой в продаже уже
нет. Эта сетка сохранилась кое-где в старых
квартирах. Поэтому дети вместе со своей
преподавательницей, увидев в каком-нибудь окне
такую сетку, идут в гости. Сами понимаете, без
курьезов не обходится - далеко не каждый поймет,
что совершенно незнакомым людям, звонящим тебе в
квартиру, нужно снять с твоего окна сетку. Однако
объясняют, понимают, и ребята получают желанную
"добычу". А чтобы хозяева не расстраивались, дети
с учительницей ставят им на окно новую сетку.
Такой вот обмен.
Но главным делом, ради
которого девочки даже на каникулах приходят в
мастерскую, остается кружевоплетение. Честная
показала мне красивейшие работы, выполненные и
коклюшками, и в технике "фриволите". Шарфы,
воротники, жилеты, салфетки, платки - все ажурное,
нежное, тонкое. Одним словом, услада для женского
сердца, настоящее царство красоты!
- Ольга
Ивановна, сначала расскажите, в чем различие между
коклюшечным плетением и "фриволите".
-
"Фриволите" - это французское плетение, узор
вывязывается при помощи двух специальных челноков:
узелок к узелку. Вязать надо внимательно,
постоянно считая узелки. Если ошибся - распустить
изделие, чтобы начать заново, очень трудно: час
тратишь на то, чтобы сплести узор, а два - на то,
чтобы его распустить. Но, согласитесь, результат
того стоит. Получается очень воздушное ажурное
кружево.
Коклюшками мы выплетаем "полотнянку",
которая потом выкладывается по "сколку" и
сцепляется в нужный узор. Плести еще труднее, тут
уже не два челнока, а 8-10 пар коклюшек, то есть
до 20 штук. Коклюшечное кружево возникло в
шестнадцатом веке и в историю вошло как русское
кружево. Это одно из самых древних русских
искусств. В самом начале плели "золотными" нитями
- металлическими золотыми и серебряными. Брали
богатые ткани - бархат, аксамит, парчу и украшали
их кружевом. Все старинные церковные одежды и
царские наряды отделаны коклюшечным кружевом.
Когда я была в Москве в Оружейной палате,
специально ходила смотреть на царские одежды и
даже фотографировала их. Литературы по
коклюшечному плетению очень мало. Вместе с
девочками ищем книги в библиотеках, у людей
спрашиваем. Когда удается найти что-то интересное,
внимательно просматриваем, делаем копии "сколков",
узоров. Если просто воротничок находим интересный,
тоже копируем. Потом увеличиваем и дотошно
рассматриваем узор. В Оружейной палате
рассматривали, как переходит узор, меняются
нити...
Ольга Ивановна показывает мне золотого
двуглавого орла - элемент Российского герба,
сплетенного коклюшками и размещенного на бархате.
Конечно, "золотных" металлических нитей в
мастерской нет, но и люрексом тоже неплохо
получается. Вот шарфы: черный, сделанный
учительницей, и бежевый, изготовленный ученицами,
- узоры разные, но оба очень красивые.
- На
Руси для плетения исстари брали три главных цвета,
- продолжает рассказ Честная, - белый, черный и
бежевый. Вот и мы стараемся придерживаться этой
традиции. В XVI-XVII веках для таких изделий
использовали лен, сейчас его найти тяжело и
дорого. Но мы подбираем нитки с льняной основой.
- Ваш шарф размером примерно 180 сантиметров
на 35-40. Сколько ниток на него ушло?
-
Немного, граммов двести. Но нитки тонкие, они и
для шитья годятся.
- А по времени как долго
работали?
- О, это очень кропотливое занятие!
На шарф ушло года четыре...
- Наверняка ведь
не только им одним занимались?
- Конечно. И
преподавала, и другие изделия плела.
- Как в
семье относятся к вашему увлечению?
- Муж меня
прекрасно понимает. И даже помогает. Нужна была
деревянная подставка под "бубен" (валик, на
котором выкладываются коклюшечные "сколки". -
Т.М.), он так увлекся, что сделал ее резную,
красивую. Сам пробовал плести "фриволите" и сплел
салфеточку. Говорит, я теперь понял, насколько это
увлекательно - не оторвешься, пока до конца не
сделаешь. Теперь он мечтает научиться плести
коклюшками, сказал - выйдет на пенсию, будет
сидеть и плести!
- А сын не пробовал?
-
Нет. У него другое, он делал аранжировку цветочных
композиций. И за свою работу "Зимний букет"
получил грамоту на городском конкурсе.
- Ольга
Ивановна, а почему ваше любимое - именно коклюшки?
Не спицы, не крючок, не макраме...
- Я
занималась макраме, но мне показалось, что это не
мое. Меня больше тянет к тонким изделиям, хотя их,
конечно, сложнее выполнять. Спицами, крючком тоже
умею, но к кружеву какое-то особенное отношение.
Это же наше, исконно русское. Мне было интересно и
самой вернуться к истокам, и детей этому научить.
Русское кружево было и остается популярным,
только, к нашему горю, российские люди не всегда
могут это приобрести. А за границей оно всегда
ценилось и ценится. У нас есть очень известные
центры кружевоплетения, их изделия идут главным
образом на экспорт. Не знаю, получится у меня в
ближайшее время это сделать или нет, но
постараюсь: хочу повезти детей в Елец, пусть
посмотрят, как работают профессиональные
мастерицы. Им и расскажут больше. Ведь мастера не
очень-то хотят делиться своими секретами. Если
кружевница какой-то свой секрет нашла, она ж его
не расскажет никому! У каждой - своя рука, свои
узоры, "сколки" свои... Потому-то и литературы по
коклюшечному плетению мало.
В творчестве Ольги
Ивановны тоже есть своя изюминка. Года три назад
решила она украсить кружевом православную икону.
Не сама придумала, а опять же в книгах вычитала,
что вначале на Руси оклады икон украшались именно
коклюшечным кружевом, и только потом уже появились
металл, стекло и бисер. Как она это делает? На
деревянную основу кладется ткань, дорогая и
красивая, чаще всего бархат или парча. Кружево
выплетается отдельно и потом пришивается на ткань,
дополнительно оклад украшается стеклянными
стразами или бисером. А сверху на все это
великолепие кладется икона. Потом - под стекло и в
рамку, вещь получается наикрасивейшая! Когда
Честная сделала первый образец, она понесла его в
Покровский собор - посоветоваться со
священнослужителями.
- Направили меня к отцу
Евгению, и я обо всем расспросила: не противоречат
ли наши украшения иконы церковным канонам, можно
ли трогать саму икону, например вырезать по
контуру, приклеивать на ткань? И батюшка сказал,
что да, это можно, ведь мы сам лик иконы не
трогаем. Конечно, икону надо располагать строго по
центру и соблюдать некоторые правила, например,
чтобы она не смотрелась проще, чем ее оклад. Я
сказала отцу Евгению, что хочу и детей привлечь к
этому. Он посмотрел, одобрил, говорит, что
отступлений от канона нет, вы все оформили
правильно. Сказал, учите детей, я разрешаю.
Ольга Ивановна уж и не знает, сколько всего
икон сделали ее девочки. Им так понравилась сама
идея, что теперь у всех ее учениц лучший подарок
родным и друзьям - это икона с кружевным
украшением. Девчонки сами покупают в православных
киосках иконы, выбирают узоры, а учитель только
подсказывает и советует, как лучше. Работают в
основном над тремя видами икон - Иисуса Христа,
Казанской Божьей Матери и Николая-Чудотворца.
Каждого вида по три-четыре работы (разные ткани,
разные узоры и украшения) точно есть, а так,
может, и больше. Кружево чаще всего плетут из
золотого или серебряного люрекса. Стразы
соответственно подбирают: бордовые, как рубины,
синие, как сапфиры, прозрачные, как алмазы. В
старину мастера использовали натуральные
драгоценные камни, девочки, конечно, себе такого
позволить не могут. Но иконы, выполненные их
руками, все равно смотрятся красиво и по-особому
тепло. Наверное, потому, что в каждую вложены
кропотливый труд, любовь к своему творению, к
нашей родной истории и культуре.
Татьяна МАСЛИКОВА
Воронеж